Автор: Дмитрий Гуричев

93fa403943240c0d345d7cb1a0e328d2

Я обожаю теннис. С тех пор как в детстве родители подарили мне теннисную ракетку, я провожу на корте все доступное время: игра и тренировочный процесс увлекают меня настолько, что я искренне расстраиваюсь, когда наступает вечер, гаснут огни теннисного центра и приходится покидать корты до утра. И еще я очень расстраиваюсь, когда теннисисты все свое время тратят на улучшение своих слабых сторон, при этом почти не уделяя внимание развитию сильных, за счет которых они, в основном, и выигрывают свои матчи. Как результат, они усредняют свои сильные и слабые стороны и становятся совершенно обыкновенными, хотя изначально в каждом из них заложен свой, особый Дар, призванный сделать его неповторимым и непобедимым. Зная этот маленький ценный секрет, в своей стратегии планирования тренировочного процесса я в первую очередь делаю упор на работу над сильными сторонами моих спортсменов, а во вторую — на постепенное превращение слабых сторон в сильные. Позвольте вам рассказать, как это работает.

02-tennis

В теннисе существует несколько основных направлений развития игрока – это техника, тактика, физическая подготовка и психология. Выделять что-либо из этих направлений на более или менее значимые будет не верно, так как в каждом возрасте и на каждом этапе развития те или иные навыки становятся более важными. Поэтому в арсенале теннисиста сначала должны быть заложены базовые навыки — умение держать мяч в игре, выбирать правильную позицию на корте, уметь двигать соперника по корту, — а также так называемые «ритуалы», необходимые для удержания концентрации внимания и эмоционального контроля на корте. После развития базовых навыков можно переходить к основным, но важно помнить, что развитию подлежат все физические и психологические качества спортсмена, а выбор правильных пропорций развития — это как раз и есть тренерская задача.
PJ-BF772_RACQUE_G_20120306192448

Вернемся к сильным сторонам. Правильно выявить сильные стороны очень важно, потому что на основе этих знаний наставник планирует тренировочный процесс. Первое, к чему тренер должен присматриваться – это к тому, какие его ученик принимает решения в «открытых» ситуациях на тренировке (игровая обстановка или задание, при котором игрок может более свободно действовать), и в то же самое время — как он играет на результат или на счет. Можно проанализировать различия: как теннисист действует во время игры без подсказок тренера или же, наоборот, при наличии каких-либо тактических установок. Конечно, во втором случае у спортсмена должен быть определенный игровой опыт.

maxresdefault

Второе, чему тренер должен уделить особое внимание — это ведению статистики турнирных матчей. Изучение игровых показателей очень хорошо помогает выявить сильные стороны, причем объективнее будет, если провести анализ игр на турнирах с разными покрытиями и соперниками разных стилей игры. Опираясь на эти данные тренер может сделать определенные выводы: какие технико-тактические приемы его спортсмен использует эффективнее, какие физические качества ему помогают и какие эмоции или их отсутствие позволяют держать должный уровень концентрации на протяжении всей игры. Благодаря данным статистики и их анализу, составляется индивидуальная программа тренировок спортсмена, что делает процесс обучения более результативным.

ly65BUH

В задачу тренера входит не только анализ матчей и планирование рисунка игры теннисиста в ближайшем будущем, но и предвидение того, как он сможет раскрыть свой потенциал и каким будет стиль его игры в долгосрочной перспективе.

Третье, не менее важное — прислушиваться к тому, что о себе думает сам игрок в спокойной беседе после матча (эмоциональные “разборки” рекомендуется исключить). Будучи заведомо опытнее, он обязан интересоваться внутренним миром теннисиста, задавать ему наводящие вопросы и позволять делать самостоятельные выводы. Теннис – индивидуальный вид спорта, и чем выше уровень игрока, тем выше его самооценка и тем важнее показывать ему, насколько ценно его собственное мнение. Благодаря уважительному отношению к человеку появляется возможность давать советы, направлять в правильное русло его мысли. Не ставя на первое место умение слушать, тренер рискует потерять авторитет в глазах своего спортсмена, столкнется с отчужденностью и не сможет продолжать учебный процесс. На самом деле не так уж редки случаи, когда и сам наставник не может достоверно знать, что переживает спортсмен в тот или иной момент игры: с трибуны может показаться, что он выбирает неправильную тактику, к примеру, неоправданно рискуя раньше времени и укорачивая розыгрыши, а на деле он может делать это осознанно, скажем, если он физически устал и длинный розыгрыш уже не сможет завершить качественной атакой. Получая эту информацию в дружеском общении, тренер может пополнить список сильных сторон своего подопечного новыми пунктами, что позволит ему точнее настроить тренировочный процесс и повысить общий уровень спортсмена.

11iht-sraotennis11-boris-becker-videoSixteenByNine1050

raonich

Пару слов о том, как ставится процесс развития сильных сторон теннисиста. В первую очередь тренер должен поставить перед подопечным конкретные и реально достижимые цели, и определить сроки их достижения. Учитывая тот факт, что в тренировочном процессе упор делается на сильные стороны, спортсмен в любой момент времени будет хорошо мотивирован на достижение поставленных целей и улучшение показателей, так как он будет уверен, что ему это будет легко даваться. В процессе работы нужно обязательно вести статистику приближения к целям на тренировках и в матчах. Если же окажется, что какая-то из слабых сторон блокирует выход на новый игровой уровень, сам спортсмен, находясь в комфортных условиях благодаря постоянному выражению своих сильных сторон, скорее всего очень захочет “подтянуть” свою слабую сторону и будет эффективно трудиться для достижения результата. Когда такое решение исходит от самого спортсмена, тренер может быть уверен, что уже очень скоро слабая сторона будет подтянута до уровня сильных и упрочится в списке задач, на которые делается упор. В дальнейшем любая слабая сторона будет проработана на самом высоком уровне, так как спортсмен натуральным образом, с энтузиазмом возьмет на себя ответственность за собственное развитие. А это и является основной целью любого учебного процесса.

Toni-Nadal-and-Rafael-Nadal

130821115958-judy-murray-3-super-169

Итак, почему же все-таки нужно делать упор на развитие сильных, а не слабых сторон теннисиста? Тренировочный процесс требует больших физических и волевых усилий: каждый день ему нужно преодолевать себя, идти на тренировку и монотонно повторять одни и те же упражнения огромное количество раз. Одно дело, когда спортсмен постоянно сфокусирован на развитии тех навыков, которые у него хуже всего получаются: это самый трудный путь, сопряженный со множеством стрессов, и его способны пройти далеко не все. Но когда теннисист работает над тем, что у него лучше всего получается, это придает ему больше оптимизма и дополнительную мотивацию, которая является главным составляющим качественных тренировок. В таком случае игрок быстрее будет достигать поставленных целей и задач. К тому же, его нервная система остается в совершенном порядке, что позволит ему дольше держать уровень концентрации во время сложных матчей и никогда не бояться идти вперед.

maria-sharapova-splits-with-coach-thomas-hogstedt

Подводя итоги, скажем: работа над слабыми сторонами даст лишь “очень сильные слабые стороны”. А работа над сильными сторонами позволит достичь в них совершенства, подтянуть слабые стороны до уровня сильных, развить мотивацию спортсмена и позволить ему взять на себя ответственность за собственное развитие. Таких учеников ждет головокружительный успех в спорте. А их тренеров — международное признание.

3ACEB52900000578-0-image-a-128_1480281699767

ул. Гагарина, 11
Крым, Симферополь
Звоните с 8:00-20:00
+7 (978) 743 16 17